Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 
Разъяснения по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами
суббота, 29 декабря, 2018

Об обращении с твердыми коммунальными отходами

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ устанавливаются общие требования обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

При этом, согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.2 ст24.6 89-ФЗ).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156.

Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

 Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на срок, не превышающий срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктами 13, 14 Правил обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

При этом, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 № 149 (далее – Территориальная схема).

Территориальной схемой определены две зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Республики Татарстан – Западная и Восточная.

Соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан заключено от 22.08.2018 № 57 с ООО «Гринта» (г. Набережные Челны).

Соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан заключено от 09.11.2018 № 72 с ООО «УК «ПЖКХ» (г. Казань).

Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам установлены единые тарифы в сфере обращения с ТКО для обоих региональных операторов в размере 365,86 руб.  за куб.м. без учета НДС (с НДС 439,03 руб.  за куб.м.). (Постановление от 19.12.2018 No10-190/кс у установлены тарифы для ООО «УК «ПЖКХ» (г. Казань), Постановление от 19.12.2018 No10-189/кс для ООО «Гринта» (г. Набережные Челны)).

Таким образом, с 01.01.2019г. образователи твердых коммунальных отходов (граждане, проживающие в ИЖС, управляющие компании, ТСЖ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договоры на транспортирование ТКО только с региональными операторами по обращению с ТКО.

Согласно разъяснению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017г. исх. № АА-10-04-36/26733, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые»(код 7 31 000 00 00 0), а так же другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 730 000 00 00 0), в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым  коммунальным отходам.

Транспортирование отходов, не относящихся к ТКО может осуществляться в соответствии с действующим законодательство операторами по обращению с отходами, имеющими соответствующую лицензию, при этом,  отходы, не относящиеся к ТКО должны размещаться на полигонах, указанных в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (хозяйствующими субъектами не относящимися к МСП).  

В Западную зону деятельности вошли городской округ «город Казань» и 21 муниципальный район: Алексеевский, Алькеевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Спасский, Тетюшский, Тюлячинский.

В Восточную зону деятельности вошли городской округ «город Набережные Челны» и 22 муниципальных района: Агрызский, Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Лениногорский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Муслюмовский, Нижнекамский, Новошешминский, Нурлатский, Сармановский, Тукаевский, Черемшанский, Чистопольский, Ютазинский.

Таким образом, юридические лица и индивидуальнее предприниматели обязаны вести учет образующихся отходов по видам отходов в соответствии с ФККО. Региональные операторы и операторы по обращению с отходами принимают отходы и ведут учет принятых отходов так же по видам отходов в соответствии с ФККО. 

Плата за размещение отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам за 2018 год, осуществляется операторами по обращению с отходами, (организациями, эксплуатирующими полигоны ТКО), плата за размещение остальных видов отходов вносятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в результате деятельности которых образовались эти  отходы.

С 2019 года плата за размещение отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам осуществляется региональными операторами по обращению с отходами.

Типовые формы договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами размещены на сайтах региональных  операторов.